ТТД: Водоизмещение: 2404 т. Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 10,2 м, осадка - 5 м. Скорость полного хода: 36 узлов. Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах. Силовая установка: 54 000 л.с. Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения. Экипаж: 271 человек. История: Эскадренный миноносец пр.7У В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов эсминцев пр.7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по "улучшенному" проекту. Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское бюро Северной судостроительной верфи. Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель наблюдения от ВМФ - А.Э. Цукшвердт. При этом у почти готовых корпусов пришлось демонтировать ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений. Первоначально планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку работы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной базы и так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате "семерки-у" вошли в состав лишь двух флотов - Балтийского и Черноморского. Эскадренный миноносец "Способный" был заложен по пр.7 на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве 07.07.1936 г., перезаложен (по пр.7У) 07.03.1939 г., спущен на воду 30.09.1939 г. Эсминец проходил швартовые испытания в январе 1941 года, при этом был поврежден льдом (помята обшивка правого борта между 76-м и 170-м шпангоутами), а при буксировке ледоколом посажен на мель. После ремонта в Одессе только 1 марта корабль прибыл в Севастополь для проведения заводских испытаний. 13 апреля начались государственные приемные испытания "Способного", завершившиеся 22 июня. Через 2 дня его официально включили в состав флота. К этому моменту он уже прошел 3385 миль. Первые два месяца службы "Способный" использовался в основном для конвоирования транспортов, одновременно экипаж занимался боевой подготовкой, осваивал технику. Боевое крещение корабль получил под Одессой, где находился с 4 по 11 сентября. За это время он выпустил по вражеским войскам и самолетам 77 130-мм, 64 76-мм, 135 45-мм снарядов и 357 12,7-мм пуль. До конца 1941 года эсминец непрерывно курсировал между Севастополем и портами Кавказа - эскортировал транспорты и сам перевозил войска. 27 ноября он попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреждений (появились трещины на котельном кожухе и в настиле верхней палубы в районе 180-го шпангоута, лопнули отделочные угольники заклепочных швов, смялись трубы судовой вентиляции и т.п.). В декабре "Способный" активно участвовал в обстрелах немецких позиций под Севастополем. Так, с 4 по 8 декабря он выпустил 292 130-мм снаряда, 23-24 декабря - 329. Стрельбы проводились как по площадям, так и по конкретным объектам с корректировкой огня по радио. С 29 декабря по 5 января 1942 года "Способный" конвоировал транспорты, неоднократно отражал воздушные атаки противника. Боевых повреждений ни он сам, ни охраняемые суда не получали. В ночь на 6 января 1943 г. эсминец высадил в бухте Новый Свет 217 человек десанта, доставленных из Новороссийска. Несмотря на сильное волнение и штормовой ветер, операция прошла успешно. Прикрывая высадку, "Способный" обстрелял неприятельские позиции, выпустив 95 130-мм снарядов. На отходе корабль атаковали самолеты люфтваффе. Сброшенные бомбы упали на расстоянии 30-50 м и не причинили вреда, если не считать вышедших из строя (от сотрясения корпуса) репитеров гирокомпаса. 8 января корабль взял на борт 300 десантников и в 18.10 вышел из Новороссийска в Феодосию. Но через 55 минут, когда он находился на траверзе мыса Мысхако, раздался мощный взрыв. Носовая часть эсминца до 41-го шпангоута задралась вверх примерно на 70°, затем оторвалась и затонула. Вместе с ней погибло 106 человек - 20 членов экипажа и 86 десантников. "Способный", шедший 24-узловым ходом, продолжал двигаться по инерции; напором воды разрушило водонепроницаемую переборку на 41-м шпангоуте, и все отсеки до 58-го шпангоута были мгновенно затоплены. На корабле погас свет. Причиной трагедии стала мина своего же оборонительного заграждения. Лишь близость базы позволила спасти корабль. Хотя котлы и турбины его остались целыми (полный задний ход был дан буквально через несколько минут после взрыва), ветер и волны сильно затрудняли движение кормой вперед. Только после полуночи поврежденный "Способный" был взят на буксир эсминцем "Незаможник" и приведен в Новороссийск. Результаты осмотра оказались неутешительными. Носовая часть вместе с первым 130-мм орудием утеряна, набор корпуса до 48-го шпангоута полностью разрушен. В районе 179 - 181-го и 190 - 191-го шпангоутов на всех палубах образовались большие гофры. В корпусе появилось множество трещин. Нарушилась центровка гребных валов. Левый винт зацепился за тонущую носовую часть и потерял две лопасти. Ремонт сначала производился в Новороссийске. 10 апреля в 12.35 корабль атаковали 8 немецких бомбардировщиков. Одна бомба попала в мол и взорвалась в 5 м от правого борта "Способного", еще 3 разорвались в воде в 25 - 30 м по левому борту. Осколки буквально изрешетили корпус и надстройки. У 130-мм орудия № 3 сдетонировали 4 шрапнельных снаряда, находившихся в кранцах первых выстрелов, вспыхнул пожар. Практически все приборы и радиоаппаратура оказались разбиты, оборвались трубопроводы, вышел из строя дизель-генератор. 41 находившийся на борту человек был убит, еще 45 ранены. 22 апреля "Незаможник" отбуксировал искалеченный эсминец в Туапсе. Буксировка выполнялась кормой вперед со скоростью 8 - 9 узлов. К ремонту «Способного» приступил эвакуированный из Севастополя завод № 201. 24 июня на нем начали изготавливать новую носовую часть. Но завершению работ помешало наступление немцев на Кавказ. Завод снова пришлось срочно перебазировать, а эсминец на буксире 9-12 августа перевели в Поти. 7 сентября на судне "Алтай» туда же доставили и изготовленную носовую часть. Стыковку корпуса "Способного" с новой оконечностью завершили к концу года. 29 декабря корабль был выведен из дока. Полностью ремонт закончили в мае 1943 года. В процессе восстановления существенно модернизировали зенитное и противолодочное вооружение эсминца. 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 37-мм автоматические пушки 70-К; еще две пушки 70-К дополнительно установили на средней надстройке. На кормовой надстройке разместили 2 спаренных крупнокалиберных пулемета "Кольт-Браунинг", на юте 2 бомбомета БМБ-1. Вместо шумопеленгаторов смонтировали английский гидролокатор "Асдик" ("Дракон-128С"); рубку оператора сонара установили на верхнем мостике слева от КДП. По чертежам ЦКБ-17 выполнили подкрепления корпуса в носу, в районе 175 - 187-го шпангоутов и у транца. Кроме того, в районе 26 - 27-го шпангоутов по левому борту сделали люк для аварийного выхода из офицерской кают-компании. Летом-осенью 1943 года "Способный" обеспечивал межбазовые переходы транспортов и боевых кораблей, сопровождал крейсер "Красный Кавказ", 26 августа вместе с "Сообразительным" и "Бойким" вышел из Батуми на минную постановку у вражеских берегов, но в море был обнаружен немецким самолетом-разведчиком, после чего операцию решили отменить, и корабли вернулись в базу. 5 октября "Способный" вместе с "Беспощадным" и лидером "Харьков" вышел в свой последний поход. Задачей отряда являлось нанесение удара по портовым сооружениям Феодосии и Ялты, а также уничтожение находившихся там десантных судов. Возглавлял отряд командир 1-го дивизиона эсминцев капитан 2 ранга Г.П. Негода. В момент выхода "Способный" имел водоизмещение 2400 т, при этом запас топлива составлял 470 т, котельной воды - 49 т. Немецкий самолет-разведчик обнаружил советские корабли еще в Туапсе, и враг быстро разгадал замысел операции. На подходе к Феодосии, в 5.30 6 октября, отряд попытались атаковать торпедные катера - "шнелльботы" S-28, S-42 и S-45. Наши эсминцы уклонились от выпущенных торпед и открыли огонь из всех орудий. Один 37-мм снаряд (вероятно, со "Способного") попал в S-45, но немцам все же удалось уйти под прикрытие своих береговых батарей. Поняв, что скрытно провести операцию не удалось, Негода решил отказаться от обстрела Феодосии, ограничившись бомбардировкой Ялты, куда был направлен "Харьков". Повернувшие на юг "Способный" и "Беспощадный" в районе мыса Метаном встретились еще с двумя неприятельскими торпедными катерами - S-51 и S-52. Противники обнаружили друг друга совершенно неожиданно; немцы сымитировали атаку и ушли к берегу, преследовать их наши корабли не стали. В 7.15 к эсминцам присоединился вернувшийся после обстрела Ялты "Харьков", и отряд в полном составе лег на обратный курс. Но около 9.00, когда над кораблями уже кружило звено наших истребителей, появилась первая ударная группа люфтваффе - 8 пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87" и 4 истребителя. Немцы потеряли 2 самолета, но тяжело повредили "Харьков". "Способному" пришлось взять лишившийся хода лидер на буксир. Отряд, находившийся в 90 милях от Кавказского побережья, теперь мог двигаться со скоростью не более 8 узлов. Второй воздушный налет сильно ухудшил ситуацию: тяжело пострадал "Беспощадный". Хотя к тому времени наши корабли прикрывали уже 10 истребителей, помешать атаке 14 "юнкерсов" не удалось. Скорость движения отряда уменьшилась вдвое: "Способный" буксировал поочередно неподвижные "Харьков" и "Беспощадный". Только около 14.00 на лидере удалось ввести в действие один котел и восстановить ход. Но уже через 10 минут последовал третий налет пяти пикировщиков под прикрытием дюжины "мессершмиттов". Получивший 4 прямых попадания "Беспощадный" затонул почти мгновенно. Пострадал и "Способный": одна бомба разорвалась в 5 - 6 м от правого борта, вторая - в 9 - 10 м от левого. От сильных сотрясений котлы и турбины вышли из строя. Эсминец смог восстановить ход только через полчаса. Четвертый воздушный удар стал роковым для "Харькова": в 15.37 он скрылся под водой. "Способный" в течение двух часов занимался спасением экипажей погибших кораблей, пока не подвергся последнему, самому мощному налету. 25 "Юнкерсов-87" атаковали эсминец с разных направлений, добившись трех прямых попаданий 250-кг бомбами: в 1-е машинное отделение и в кубрики личного состава в районе 18-го и 41-го шпангоутов. Через 20 минут после начала налета, в 18.35, "Способный" затонул с дифферентом на нос и креном 3° на правый борт. Произошедшая трагедия имела далеко идущие последствия. И.В. Сталин для отчета вызвал в свой кабинет наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова и спасшегося Г.П. Негоду. Сам факт, что немцам вдали от своих аэродромов на устаревших самолетах Ю-87 удалось столь легко потопить 3 современных корабля с довольно мощным зенитным вооружением ("Способный" и "Харьков" были одними из немногих наших кораблей, оснащенных системой МПУАЗО), да еще имевших истребительное прикрытие, казался необъяснимым. По нашим данным, противник потерял 14 самолетов, но это слишком малая цена за гибель трех кораблей и сотен моряков. В итоге Сталин распорядился перевести все крупные корабли Черноморского флота в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Больше в боевых действиях они не участвовали. В годы войны "Способным" командовали капитан 3 ранга Е.А. Козлов (до 14.07.1942) и капитан 3 ранга А.Н. Горшенин (до 06.10.1943). |